Первый международный симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки» начал свою работу в Москве 22 октября. Мероприятие, собравшее ведущих специалистов в области звукозаписи и представителей музыкального мира, проходило в рамках международной премии «Чистый звук».
Организатором выступила Гильдия звукорежиссеров Российского музыкального союза (РМС). На полях симпозиума крупнейшие представители индустрии звукозаписи, российские и иностранные музыканты, исполнители, музыковеды и продюсеры обсудили актуальные вопросы, связанные с работой звукорежиссера в цифровую эпоху.
В своем приветственном слове генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Клевицкий подчеркнул, что рад видеть в зале увлеченных людей, и обратил внимание на важность профессии звукорежиссера для музыки в целом. «Как действующий дирижер и человек, много лет работающий в музыкальной сфере, могу точно сказать, что без специалистов по звукозаписи не было бы музыки. За последние сто лет эта профессия сильно изменилась, средства записи постоянно совершенствуются — в том числе, и благодаря стремительному развитию шоу-бизнеса. Я убежден, что музыкант, даже если он получил высшее музыкальное образование, по-настоящему вырастает только тогда, когда слышит себя в записи. И качество этой записи зависит именно от специалистов в этой области», — сказал Клевицкий.
Председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, профессор ВГИК, МГК, ИСИ Мария Соболева заметила, что еще недавно не могла даже представить, что будет основана Гильдия звукорежиссеров, и что будут проводиться специализированные премии и форумы: «Такие мероприятия — это замечательная возможность для профессионалов встретиться, поделиться рабочими секретами и пообщаться вживую. На этот форум мы пригласили замечательных гостей, которые проведут интереснейшие лекции, мастер-классы, дискуссии. Здесь собрались друзья, коллеги, профессионалы, и я надеюсь, что это событие станет праздником для нашей индустрии».
Основатель звукозаписывающей компании Floating Earth Ltd Майк Хэтч сказал: «Многое изменилось с тех пор, как я приносил домой пластинки из библиотеки и записывал их на кассеты. Теперь аудиозаписи становятся доступны практически сразу, и их можно прослушать в самых дальних уголках планеты. Специалисты по звукозаписи также могут обмениваться мнениями, узнавать о разных стилях, делиться опытом и техниками. Это сильно обогащает нашу работу и улучшает качество звука. Особенно здорово, что мы сегодня собрались в России — стране с богатой музыкальной историей».
Далее Майк Хэтч провел лекцию-презентацию по теме «Работа звукорежиссера в разных акустических условиях». Эксперт продемонстрировал отрывки вокальных и инструментальных записей, записанных во время живых концертов в различных помещениях, и рассказал о технических особенностях своей работы и проблемах, с которыми приходится сталкиваться звукорежиссерам.
Лекция Майка Хэтча «Работа звукорежиссера в разных акустических условиях»
Параллельно проходила встреча-дискуссия «Роль СМИ в развитии индустрии звукозаписи и популяризации академической музыки», модератором которой выступил главный редактор информационного агентства InterMedia, журналист, аналитик, преподаватель, эксперт в сфере культуры и индустрии развлечений Евгений Сафронов. В качестве спикеров в сессии приняли участие композитор, музыковед, кандидат искусствоведения, заместитель программного директора Радио «Орфей» Роман Берченко, главный редактор портала «Культуромания», писатель Петр Власов, основатель информационного агентства и газеты «Музыкальный Клондайк», основатель и генеральный директор агрегатора фестивалей «Арт-Центр Плюс», член Российского и Международного союза журналистов Елена Лащенко и главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», доктор искусствоведения профессор МГК Евгения Кривицкая.
Главный редактор информационного агентства InterMedia, журналист, аналитик, преподаватель, эксперт в сфере культуры и индустрии развлечений Евгений Сафронов заметил, что само понятие академической музыки появилось в СССР в 30-40-х годах ХХ века, и до сих пор не существует его точного определения: «Этот термин был введен для того, чтобы отделить серьезную музыку от эстрады. Когда в 2009 году правительство России решило узнать, что происходит в филармонической жизни страны, и провело масштабное исследование, то выяснилось, что под академической музыкой подразумевается широкий спектр жанров — от классики до джаза». При этом, добавил Сафронов, то, что сейчас есть в индустрии звукозаписи — это результат большой работы именно в 30-40-х годах, когда произошел расцвет академической музыки.
Главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», доктор искусствоведения профессор МГК Евгения Кривицкая посетовала на то, что «в стране нет практики систематического продвижения и освещения продукции звукозаписывающей индустрии в области академической музыки. Вся информация хранится в открытом доступе, ее можно легко и бесплатно получить, но она не всегда попадает в поле зрения СМИ и широкой публики. Отчасти это можно объяснить тем, что мы в России больше ориентированы на живой звук. Также, думаю, у нас просто еще не сформировалась культура потребления аудиозаписей».
Поддержала коллегу и основатель информационного агентства и газеты «Музыкальный Клондайк», основатель и генеральный директор агрегатора фестивалей «Арт-Центр Плюс», член Российского и Международного союза журналистов Елена Лащенко. «В нашем напряженном темпе жизни тяжело найти время для вдумчивого прослушивания серьезной музыки, и для большинства людей в приоритете, действительно, живые концерты. Поэтому для продвижения индустрии звукозаписи важны СМИ, так как именно они создают спрос. Здесь нужно помнить, что любая информационная платформа становится маркетинговой. Конечно, задача СМИ не ограничивается рекламой, у нас также есть просветительская, образовательная функция. Но все взаимодействие с пользователем должно происходить с учетом технологий и требований времени. Индустрия звукозаписи и СМИ переходят в цифровой формат, и последующие поколения специалистов, которые будут готовить рекламу и контент, будут роботами. Нейронные сети займут наши рабочие места, и к этому будущему тоже нужно быть готовыми», — предупреждает Лащенко.
Композитор, музыковед, кандидат искусствоведения, заместитель программного директора Радио «Орфей» Роман Берченко также поделился опытом работы в цифровую эпоху: «Так как мы — единственное специализированное электронное СМИ в России, посвященное классической музыке, нам важно получать доступ к качественным аудиозаписям. Мы давно и тесно сотрудничаем с нашим отечественным флагманом звукозаписи фирмой «Мелодия», готовим совместные проекты, приуроченные к юбилеям и другим значимым событиям. Под эти проекты мы часто получаем эксклюзивные образцы и специально оцифрованные редкие архивные записи». Кроме того, отметил Берченко, все чаще студии не выпускают физические носители и хранят музыку на онлайн-ресурсах.
Главный редактор портала «Культуромания», писатель Петр Власов предложил расширить тему дискуссии и поговорить об отношениях между СМИ и культурой в целом: «Наша главная профессиональная задача — это повысить спрос на качественную культуру в обществе. Делать это очень непросто, нужно что-то противопоставлять тому огромному «желтому морю» информации, постоянно и отовсюду льющемуся на людей. Здесь нам стоит обратиться к примеру литературы. Мы видим, что ее престиж в последнее время стал расти, повысился статус писателей, возрос интерес со стороны широкой публики. Это произошло во многом благодаря популяризации литературных премий, освещения их ведущими СМИ. Думаю, и в индустрии звукозаписи такое возможно: мы должны показать, что высокая культура — это модно и престижно».
В рамках симпозиума также состоялись профильные мастер-классы: были продемонстрированы технические возможности оборудования компании Yamaha (Япония), микрофоны компаний «Октава» (Россия), «НикФи» (Россия), «Неватон» (Россия), Simple Way (Латвия), Sennheiser (Германия). В Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского прошла серия мастер-классов по реставрации и архивированию звукозаписей. Завершился первый день симпозиума вечером фортепианной музыки «Угасших солнц огонь…» памяти Бориса Петровича Юргенсона в Гостиной Юргенсон.