С 15 по 17 октября в Москве в рамках Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» прошел II Международный симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки», организатором которого выступил Российский музыкальный союз (РМС).
Симпозиум собрал более 400 участников: звукорежиссеров и звукооператоров, сотрудников звуковых цехов театров и концертных залов, звукозаписывающих компаний и киностудий, преподавателей, продюсеров, музыкантов, среди которых были как жители столицы, так и гости из разных регионов страны.
Насыщенная программа симпозиума включала лекции, мастер-классы, презентации, круглые столы, выставку звукового оборудования, научно-практическую конференцию, Public Talk, а также технические туры в ведущие студии и концертные залы Москвы.
Первый день симпозиума проходил в Центре международной торговли – мероприятия проводились параллельно в нескольких залах бизнес-пространства «Ладога».
Тон трехдневному марафону сразу же задала председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза Мария Соболева:
– Мы так редко общаемся, потому что наши рабочие места очень индивидуализированы, – отметила звукорежиссер, профессор ВГИК, Московской консерватории и Института современного искусства на открытии симпозиума. – Российский музыкальный союз устроил нам праздник. Будьте свободны в том, чтобы узнавать что-то новое, и не стесняйтесь задавать вопросы.
Мария Соболева выступила модератором круглого стола «Профессиональное образование в области звукорежиссуры», на котором собрались педагоги высших и средних учебных заведений: РАМ им. Гнесиных, ГИТИС, МГИК, ВГИК, Института современного искусства, МССМШ (колледжа) им. Гнесиных, Колледжа предпринимательства №11. Преподаватели обсудили изменения в образовательной цепочке, связанные с появлением средних учебных заведений, занимающихся подготовкой звукорежиссеров и звукооператоров. В ходе беседы было отмечено, что среднее образование дает широкий круг возможностей, который позволяет выпускникам лучше определиться как с направлением дальнейшего обучения, так и с местом работы. Также участники дискуссии затронули тему формирования специализаций внутри профильных стандартов по звукорежиссуре и пришли к выводу, что назрела необходимость в создании более гибкой системы и увеличении количества специализаций. Было озвучено предложение об организации обмена студентами между вузами, что позволило бы им не только получить новый опыт, но и выбрать для себя предпочтительное направление.
В рамках первого дня состоялась целая серия лекций, посвященных записи симфонического оркестра для кино, концертной записи, мастерингу винила и другим темам. В числе лекторов – ведущий звукорежиссер записи музыки киностудии «Мосфильм» Андрей Левин, ведущий звукорежиссер Московской консерватории Михаил Спасский, ведущий звукорежиссер музыкальной студии CineLab Яков Захваткин, руководитель ГК «Унвис-Про» и инженер-физик Александр Лурье, а также известный специалист из Голландии – директор, продюсер, звукорежиссер звукозаписывающей компании Polyhymnia International Эрдо Грут.
Ярким событием стала презентация журнала «Звукорежиссер», возрожденного Российским музыкальным союзом: издание представил главный редактор Анатолий Вейценфельд. Глава юридической службы Российского музыкального союза Ксения Мирясова и ведущий юрист Российского авторского общества Евгения Сулла рассказали об авторском праве в индустрии звукозаписи.
В перерыве между деловыми мероприятиями был проведен розыгрыш призов: победители получили ценные подарки от партнера симпозиума – магазина аудиотехники Dr.Head, а также другие призы. В демонстрационном зале на протяжении всего дня можно было ознакомиться с техникой компаний Neumann (Германия), «Октава» (Россия), «НикФи» (Россия), «Неватон» (Россия), Simple Way (Латвия), «Союз» (Россия), Yamaha (Япония), «Унвис-Про» (Россия) и Dr.Head (Россия).
Обширная программа была представлена участникам симпозиума и во второй день. Свои двери для них распахнули главные столичные студии и театры: киностудии «Мосфильм» и CineLab, Большой театр, театры «Геликон-опера» и «Новая опера», Электротеатр Станиславский, Московская консерватория. Технические туры – экскурсии за кулисы – провели ведущие специалисты студий и театров.
Кроме того, в консерватории, на киностудии CineLab и в РАМ им. Гнесиных состоялись мастер-классы признанных мастеров звукозаписи. Особый интерес у слушателей вызвал мастер-класс директора, продюсера, звукорежиссера звукозаписывающей компании Polyhymnia International Эрдо Грута «Подходы к звукозаписывающим проектам».
Московская консерватория стала основной площадкой третьего дня симпозиума. Участники научно-практической конференции «Звукорежиссура – профессия будущего» рассмотрели важные профессиональные проблемы, а также продолжили обсуждение вопросов образования, затронутых в первый день на круглом столе. Композитор, пианист, профессор Университета Сакуйо (Япония) Артем Агажанов провел презентацию учебного комплекса «Музыка. Теория и практика», которая собрала множество заинтересованных слушателей.
Большое оживление вызвал Public Talk о взаимодействии звукорежиссера с композитором, исполнителем и продюсером (лейблом): в дискуссиях приняли участие начальник службы звукозаписи Московской филармонии Павел Лаврененков, звукорежиссер Московской филармонии и заведующий кафедрой звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Виктор Осадчев, заместитель заведующего Многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры Московской консерватории Евгений Платонов, основатель лейбла FANCYMUSIC Сергей Красин, дирижер OpensoundOrchestra Станислав Малышев, композиторы Кирилл Уманский и Михаил Броннер и другие спикеры. Модератором мероприятия вновь выступила Мария Соболева.
Также в этот день состоялся цикл лекций и мастер-классов. А завершил симпозиум яркий концерт Центра электроакустической музыки Московской консерватории.
Для тех, кто не смог лично присутствовать на симпозиуме, многие мероприятия транслировались онлайн на сайте проекта и на сайте Российского музыкального союза. Записи трансляций будут размещены на YouTube-канале премии «Чистый звук».
Организаторы симпозиума получили огромное количество положительных отзывов от участников мероприятий. Симпозиум стал важным и нужным событием для индустрии, что этот отклик только подтверждает. Проект, безусловно, крайне востребован и актуален. Следующий симпозиум состоится через два года, в рамках следующей премии «Чистый звук», и уже сейчас очевидно, что организаторам предстоит подготовить не менее насыщенную программу.